Yodda - новости регионов России

«Урок правописания» жителям Нязепетровского района дает Н. Бекетова

8.09.2016, 14:48
«Урок правописания» жителям Нязепетровского района дает Н. Бекетова

Международный день грамотности отмечается 8 сентября, то есть завтра. ЮНЕСКО учредила этот день в 1965 году, его цель — распространение грамотности. Мы, россияне, читать и писать умеем. Означает ли это, что День грамотности не имеет к нам отношения?

Об этом — наш разговор с учителем русского языка и литературы СОШ №1 Натальей Сергеевной Бекетовой.

— Наталья Сергеевна, для нас, россиян, кажется невероятным, что к 2005 году в мире каждый пятый взрослый не умел читать и писать и только каждая пятая страна в мире обеспечивала всеобщий доступ к начальному образованию. Но получается, что для нас проблема грамотности — не актуальна?

— В том смысле, который вкладывает Юнеско, наверное, нет. Но для современного, образованного человека грамотность — понятие широкое. Мало уметь читать, нужно еще и понимать, что ты читаешь, а значит, иметь представление о том, о чем идет речь. Мало уметь писать, нужно делать это грамотно. Часто встречаю в Интернете тексты, в которых ошибка на ошибке. Скорее всего, автор даже не старался писать правильно, думал, что и так сойдет. 

— Многие считают, что достаточно набрать текст в текстовом редакторе Word — и он все ошибки подчеркнет, останется только поправить...

— Зря они так думают. Конечно, если уж совсем с грамотностью плохо, то лучше проверять свой текст на компьютере, чем совсем никак. Но русский язык настолько богат, настолько разнообразен, что никакой компьютерной программой его не смоделировать, не описать. Далеко не всегда Word видит ошибки, а часто помечает как ошибку правильное написание, просто потому, что программа не знает такую речевую конструкцию, такой оборот речи.

Но я считаю, что соблюдения орфограмм и пунктограмм еще недостаточно, чтобы считаться грамотным человеком. Грамотность — это еще и умение сформулировать свои мысли четко, последовательно, выразительно. Л. Н. Толстой говорил: «Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Порой приходится читать тексты, к примеру, в Интернете, и думаешь, что хотел сказать человек? Бессвязно, нелогично, непонятно. Читаешь — и представляешь человека малообразованного, неэрудированного, который рассуждает о том, чего не знает и не понимает. Еще хуже, когда не могут связно, грамотно говорить и писать люди, занимающие высокие должности, руководители. Очень бывает неловко за них.

— Что Вы думаете по поводу того, что и в словарях, и даже приказами Министерства образования и науки РФ узаконивают, что слово «кофе» допустимо употреблять в среднем роде, что можно говорить слово «договор» с ударением и на третий, и на первый слог?

— Язык развивается, изменяется. Попробуйте почитать произведения Карамзина, и увидите, что русский язык XVIII века сильно отличается от современного. Мы считаем, что Пушкин заложил фундамент современного литературного языка, но читаем его прозу сегодня и понимаем, что и в его языке много устаревших с точки зрения современного человека слов, оборотов. Это естественный процесс. Поэтому не вижу ничего плохого, что языковые нормы продолжают меняться. Но, конечно, те, кто привыкли, что кофе — он и произносить «договор» с ударением на третьем слоге, так и будут говорить.

— Наталья Сергеевна, у Вас в этом году 11-й класс, Вы готовите ребят к ЕГЭ. Волнуетесь, наверное?

— Конечно, тем более что это будет мой первый опыт подготовки к ЕГЭ. Очень надеюсь, что ребята отнесутся ответственно и мы друг друга не подведем.

— Уже опубликованы направления для будущих тем выпускных сочинений, которые ребята будут писать в декабре. «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Как считаете, сложные темы?

— Темы интересные. Я уже мысленно прикидываю, какие произведения рекомендовать ребятам, чтобы их раскрыть. Вижу, что все эти темы можно раскрыть, если хорошо знать «Войну и мир» Толстого, там есть все. Но, конечно, посоветую и другие произведения.

— Как Вы оцениваете сочинение, если не соглашаетесь с его автором?

— Есть у меня одна такая девочка, она всегда занимает не общепринятую позицию, а свою, иногда мне даже сложно решить, какую оценку ей ставить, и мы много дискутируем. Конечно, важно, чтобы автор сумел свою позицию обосновать вескими аргументами, и тогда, даже если не соглашаешься, признаешь, что такая точка зрения — тоже возможна. Но все-таки я бы не рекомендовала брать для итогового сочинения спорную тему: неизвестно, сумеете ли вы отстоять свою позицию так, чтобы убедить проверяющего вашу работу педагога.

— Не секрет, что ребята сегодня, готовясь к урокам, многое заимствуют в Интернете. Как Вы к этому относитесь?

— Этим они только вредят себе: их собственная речь не развивается. И не надо думать, что учителя не понимают, что это не их работа. Но тем приятнее бывает, когда читаешь сочинение ученика и понимаешь, что он сам над ним хорошо потрудился. Меня часто радуют работы Анны Гусевой, Дмитрия Алексеева, Ирины Суслукиной.

— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям для повышения своей грамотности?

— Конечно, больше читать. И очень хорошо, если бы дети и родители обсуждали между собой прочитанное. Подумайте, какие герои вам симпатичны, а какие нет, всегда ли правильно они поступали, как бы вы сами поступили на их месте. Общайтесь друг с другом, и вы не только станете грамотнее говорить и писать, но и будете лучше понимать друг друга, станете ближе.

Алена ПАНКРАТОВА

Источник: np-vesti.ru
© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@newsbomb.ru

Мнение редакции интернет сайта newsbomb.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования